Представительская страница  
АКАДЕМИЯ ТРИНИТАРИЗМА
 
ГЛАВНАЯ СТРУКТУРА ИНСТИТУТЫ ФОРУМЫ
Институты > Институт Концептуальной истории Тринитаризма > Исследования


ИКИТ

Назад на уровень ИНСТИТУТЫ



© Академия Тринитаризма
info@trinitas.ru

 
ИНСТИТУТ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ ИСТОРИИ ТРИНИТАРИЗМА
Негосударственное Научное учреждение
Исследования
А.Р. Фокин
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ТРИНИТАРНОЙ ДОКТРИНЫ В ЛАТИНСКОЙ ПАТРИСТИКЕ

Тринитарная доктрина, т. е. учение о троичности Бога, понимаемого как трансцендентное миру, единое, личное и творческое Первоначало, является важнейшей составной частью не только христианского вероучения, но и христианской философии. Хотя эта доктрина основана на библейском Откровении, она была и остается одной из самых сложных теоретических проблем для человеческого разума как с религиозной, так и с философской точки зрения.

весь текст
08.12.2016
Николай Кузанский
О НЕИНОМ (DE LI NON ALIUD)

Единственный список этого не включенного автором в собрание своих работ, немного эскизного, сочинения найден в 1888 г. в Мюнхене. Написанный диалог вводит новое имя-символ для первоединства.Перевод А. Ф. Лосева (1937)

весь текст
12.08.2015
К А Махлак
ТРИАДОЛОГИЯ Л.П.КАРСАВИНА (НА МАТЕРИАЛЕ ТРАКТАТА «О ЛИЧНОСТИ»)

Говоря о триадологии, мы в нашем контексте с самого начала должны различать два момента. Прежде всего, есть триадология как отдел святоотеческого богословия, триадология—учение о Православной Троице. Но есть триадология, которую можно назвать логической или диалектической, то есть, триадология (будем называть ее триадизмом), имеющая и концептуально философскую разработку.

весь текст
10.01.2009
Лев Регельсон
КТО ТАКОЙ «ВЕТХИЙ ДНЯМИ»?

В Третьяковской галерее хранится большая икона новгородской школы конца XIV века, которую исследователи относят к иконографическому типу «Отечество», известному с XI века в Византии, Сербии и Болгарии, с XII века – на христианском Западе. На Руси эта новгородская икона – самая ранняя такого типа.

Кто на ней изображен? Ответ кажется на первый взгляд очевидным – Святая Троица. Это подтверждает и надпись наверху иконы: «0(те)ць и Синъ и С(вя)ты(й) Духъ». Казалось бы, все ясно: старец на троне – это Отец, младенец у него на коленях – Сын, голубь в центре – Святой Дух. Но вот неожиданная деталь; над спинкой трона и над голубем надпись: «IС ХС». К кому относится эта надпись?

весь текст
29.12.2006
Ульянов О.Г.
ВЛИЯНИЕ СВЯТОЙ ГОРЫ АФОН НА ОСОБЕННОСТИ ПОЧИТАНИЯ
СВЯТОЙ ТРОИЦЫ ПРИ МИТРОПОЛИТЕ КИПРИАНЕ
(К 600-ЛЕТИЮ ПРЕСТАВЛЕНИЯ СВЯТИТЕЛЯ)

Давние связи Руси со Святой горой, как в первый раз официально был назван Афон в уставе императора Константина Мономаха 1046 г., имеют прочное начало, заложенное еще прп. Антонием Печерским († 1073), но их особенное развитие пришлось на время управления всероссийской митрополией святителем Киприаном († 1406). Сохранилось известие, датированное не ранее 1379 г., о приходе в Новгород с Афона старцев, вероятно, сопровождавших на Русь митрополита Киприана. В это же время на Афоне подвизается игумен новгородского монастыря на Лисьей горе Иларион.

весь текст
23.01.2006
Кошкин М.
О ДРЕВНИХ ТРИАДАХ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО. ЧАСТЬ IV

«Но дело не только в том, что нашей душе её божественная природа позволяет обращаться взором к уму, а в том, что всё мироздание выступает у Плотина как иерархия созерцания: ум вечно созерцает сам себя и поэтому он есть живой и всегда прекрасный умопостигаемый космос, мировая душа вечно созерцает ум, и потому она живой рассказ об уме, и природа есть результат созерцания душою ума и сама — созерцание, правда уже более смутное, поскольку это уже созерцание не себя самого, а иного, а «плод немощного созерцания — немощное зрелище»

весь текст
05.08.2005
Верещацкий П.И.
ПЛОТИН И БЛАЖЕННЫЙ АВГУСТИН
В ИХ ОТНОШЕНИИ К ТРИНИТАРНОЙ ПРОБЛЕМЕ

Вопрос, обсуждению которого будет посвящена наша настоящая лекция, в западноевропейской богословской науке, ввиду исключительного значения для западного богословия Августина и августинизма, занимает место в ряду вопросов сколь важных, столь же и сложных. Несмотря на живейший интерес, какой уделяла и продолжает уделять Августину западная богословская наука и показателем какого служит обширная в количественном отношении и разнообразная с качественной стороны литература и нашего вопроса, последний, однако, до сих пор сохраняет за собой традиционную славу спорного вопроса.

весь текст
05.08.2005
Михаил Кошкин
О ДРЕВНИХ ТРИАДАХ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО. ЧАСТЬ III

Разговор о Плотине следует начинать с главного, с античной созерцательности. В отличие от художественности европейской, восходящей к авторскому восприятию человеческой природы в эпоху Возрождения, античная устремлена сквозь форму в самое существо вещи. Античную вещь и не тронешь — само наличие, данность её глазу, делает её такой же незыблемой, как Космос, как Бог и ценности. В ней нечего довершать — она уже существует и, значит, нашла своё место в гармоническом мировом порядке, остаётся лишь проникнуть вглубь, в суть вещи, чтобы глаз и ум заняли подобающее место, извлекая на свет смысл этой вещи — её эйдос.

весь текст
04.08.2005
Михаил Кошкин
О ДРЕВНИХ ТРИАДАХ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО. ЧАСТЬ II

Учение о космическом демиурге, которое содержится в платоновском «Тимэе», вместе с диалектикой мировой Души, ума, телесного космоса, станет в эпоху среднего платонизма-стоицизма предметом кропотливого анализа и комментария. Но в платонизме есть и другая мощная составляющая, укоренQнная в пифагорейские представления о «порождающей диаде»,— диалектика Одного-иного «Парменида».

весь текст
03.08.2005
Михаил Кошкин
О ДРЕВНИХ ТРИАДАХ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО. ЧАСТЬ 1

Как нам представляют философию Плотина чаще всего? Сразу же говорят о трёх первоначалах, из которых состоит его философия, так что много хаотических усилий уходит на то, чтобы понять Начала в их отдельности, прежде чем приступать к более существенным связям между ними. А между тем это ни в коем случае не конструктор, плотиновская генология (учение о едином) имеет в виду одно Единое начало и единый исконно-платоновский метод созерцания сущности, диалектику.

весь текст
02.08.2005
Светлов Р.В.
ТРИАДИЧЕСКИЕ СХЕМЫ В УЧЕНИЯХ II ВЕКА
Если говорить о собственно-философской традиции, предшествовавшей возникновению александрийского богословия, а также творчеству Плотина, то самым существенным ее итогом было укоренение «триадического» взгляда на мир. Нельзя утверждать, что именно тогда он и стал господствующим. Способ рассуждений, исходящий из усмотрения тройственности сущего, знала еще «классическая» античность. Вспомним платоновскую философию, где центральным было усмотрение трех смыслов сущего (το ον) — бытия как такового, совпадающего со знающим мышлением и раскрывающего себя в мир идей; сверхсущего Единого, этого превыше всякой формы пребывающего логического основания-к-бытию и суждению о последнем; чувственного, пространственно движущегося, становящегося «бывания».
весь текст
23.08.2004
Болотов В.В.
РАСКРЫТИЕ УЧЕНИЯ О СВ. ТРОИЦЕ
В ХРИСТИАНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ ДО ОРИГЕНА.
ТЕРТУЛЛИАН
Счастливую противоположность Клименту составляет его знаменитый западный современник, основатель африканской школы и отец церковной латинской литературы, Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан (+ 220—240). Человек другого склада ума, чем его знаменитый александрийский современник, Тертуллиан весьма мало ценил, — чтобы не сказать — презирал философию и потому ничуть не заботился о том, как отнесется содержание христианского догмата к ее принципам и формам и если готов был пользоваться ее средствами, то лишь для того, чтобы полнее, отчетливее, выпуклее изложить содержание догмата во всей его простоте, не смягчая — по крайней мере сознательно — и не закрывая тех пунктов, в которых оно расходилось с кругом философских воззрений и которые для самого Тертуллиана, кажется, были тем привлекательнее.
весь текст
20.08.2004
Болотов В.В.
РАСКРЫТИЕ УЧЕНИЯ О СВ. ТРОИЦЕ
В ХРИСТИАНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ ДО ОРИГЕНА.
СВ. ИУСТИН ФИЛОСОФ
Обращаемся к тем опытам раскрытия этого учения, какие представляет христианская литература.
Первый писатель, изложивший учение о Св. Троице со значительной полнотой, был св. Флавий Иустин Философ (? 166).
«Мы чтим,— пишет он,— творца вселенной, сущего Бога; знаем Сына Его и имеем Его на втором месте, и Духа пророческого имеем на третьем месте, и у нас есть основание почитать Их» (1 Апология 13).
весь текст
19.08.2004
Болотов В.В.
РАСКРЫТИЕ УЧЕНИЯ О СВ. ТРОИЦЕ
В ХРИСТИАНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ ДО ОРИГЕНА.
СВ. ИРИНЕЙ ЛИОНСКИЙ
За св. Феофилом (+ 181) по времени, но не по направлению в учении о Слове, следует св. Ириней лионский (+ 202), написавший «Обличение и опровержение лжеименного гносиса».
Образ мыслей тех, с которыми полемизировал св. Ириней, отрицательно отразился и на его собственном изложении учения церкви о Св. Троице. Он имел дело с людьми, которые с большою своеобразностью воспользовались идеею о полноте жизни Божества: они искали ее выражения не в трех ипостасях, а в ряде существ, в различной степени совершенных, изливающихся из единой божественной сущности, которых гностики насчитывали целые десятки и даже сотни.
весь текст
17.08.2004
Гаврилов Д.
ТРИГЛАВЫ В ТРАДИЦИОНАЛИЗМЕ ИЛИ НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ТРОИЧНОСТИ МИРА
Триглавом мы называем здесь представление древних индоевропейцев о троичном устройстве мира. Оно воплотилось как триединый образ, динамическая система трех вещей или двух, но составляющих третью (посредника). Вещь понимается нами в самом широком философском смысле этого слова:
весь текст
06.02.2004
Петровский Е.Ю.
ГЛЯДИМ НА НЕГО И НЕ ВИДИМ… ИДЕИ ТРОИЧНОСТИ В ДУХОВНЫХ ТРАДИЦИЯХ КИТАЯ И ИНДИИ
Целью данной статьи является сопоставление идей троичности в духовных традициях Китая и Индии с христианским догматом Троицы и выяснение вопроса об их соотносимости друг с другом.
Проводя исследования в указанной области, мы не должны забывать о том, что именно выявление религиозной общности среди людей всех времен и народов служит к пользе апологии христианства и к утверждению его исключительной роли в спасении человека. В вероучительных системах различных религий известно много поверхностных, внешних аналогий с отдельными положениями христианства, однако углубляясь в изучение той или иной религии, мы всякий раз обнаруживаем принципиальную разницу.
весь текст
04.02.2004
Матвеева И.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ
Вопрос принятия христианства на Руси сложен и во многом не определен.
Для того, чтобы наиболее объективно представить себе сущность этого явления (очень часто трактуемого как поворотный момент в отечественной истории), необходимо прежде всего рассмотреть две основные проблемы:
1) в какой фазе развития находилось язычество на момент принятия христианства и насколько оно удовлетворяло духовным запросам населения Киевской Руси;
2) каковы были причины, толкнувшие Владимира «на путь реформ».
весь текст
31.10.2003
Петухов Ю.Д.
ТРИНИТАРНЫЕ СИМВОЛЫ РУСОВ-ИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ (АРИЕВ)
Вселенная русов-индоевропейцев (как и их предков проторусов и русов-бореалов) тройственна: «небо-земля-преисподняя» — «боги-люди-демоны»; три варны на земле «волхвы-воины-созидатели», три цвета «белый-красный-чёрный»... Но одновременно «четыре стороны света», четыре ветра, четыре луча свастики-оберега и знак самого Единого Бога — четырехконечный крест... а знак Богородицы-Лады — два совмещённых креста, то есть восьмиконечный крест...

весь текст
30.10.2003
Магнитов С.Н.
РОССИЯ ПРИНИМАЛА НЕ ХРИСТИАНСТВО,
НО ПРИНИМАЛА НИКЕЙСКИЙ ТРИНИТАРИЗМ
Храм св. Софии. Никея. IV в.
Христианство — слово, образованное от слова «Христос» с помощью обобщающего суффикса «ство».
Слово «Христос» с греческого обозначает «Помазанник Божий», что полностью соответствует иудейской кальке «Мессия» (точнее, «Машиах»).
Следовательно, по определению, христианство — есть учение о «Помазаннике Божием».
весь текст
17.10.2003
Соловьев С.Г.
ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО РАЗГРАНИЧЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И МЕСТНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА В СИСТЕМЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Проблема разграничения компетенции в любой публично-правовой системе является одной из наиболее проблемных. Особую актуальность в настоящее время эта проблема приобрела применительно к системе муниципальной власти, так как эта публично -правовая система и соответствующий ей правовой институт обладают значительной новизной своего правового содержания. Это обусловлено тем, что в достаточно недавнем прошлом публично-правовой феномен «муниципальная власть» совсем не исследовался в правовой теории, так как система местного самоуправления, которая обусловила появление муниципальной власти, сама отличается значительной новизной.
весь текст
28.07.2003
Магнитова В.Г.
ТРИЕДИНСТВО КАК ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП ФИЛОСОФИИ ВЛ. СОЛОВЬЕВА
«Без Троицы дом не строится» — утверждает русская народная пословица. И в устах народа это не просто религиозный афоризм, но жизненная аксиома. «С-троить» значит «с-траивать», то есть сводить воедино три порождающих любого явления. Древнейший индоевропейский корень заключает в себе именно этот созидательный смысл. Троица — это формула целостности.
весь текст
01.07.2003
Костюченко С.В.
ДВА СЛОВА В ЗАЩИТУ «ХАЛКИДОНА»
Предо мною свидетельство духовного наставника св.- Дмитровской общины истинно православных христиан, «Антропоморфическое богословие и монархический модализм». Автор (далее – В.В. Зилотов) этого свидетельства претендует на правильную расстановку акцентов в трактовке Библейских текстов. Ему наиболее близко модалистическое учение; старо-никейское богословие, особенно латинское, вызывает у него определенные симпатии (цитирую практически дословно, см. с.35). «К каппадокийскому же синтезаторству он питает только отвращение как униатской ереси изворотливых.» (см. там же). В.В. ЗИЛОТОВ на основании имеющихся у него данных искренне стремится установить историческую правду церковной жизни: в лицах, в собраниях больших и малых, в правилах и текстах…, — мало что может быть похвальнее.
весь текст
30.06.2003
Сергиенко П.Я.
ДИСКУССИЯ О СИМВОЛЕ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ ИМЕЕТ СМЫСЛ ТОЛЬКО ПРИ НАУЧНОМ ПОДХОДЕ
Мы знаем, что для верующих православных христиан – это догмат веры, являющийся содержательным основанием молитвы, непосредственного обращения к Творцу (Богу). Мы знаем, что в конце 1-го, начале 2-го тысячелетия произошел раскол на католичество и православие, вследствие добавления католиками в формулу Символа веры утверждения («филиокве»), что Дух Святой исходит и от Сына (Верую «В Духа Святого, иже от Отца и Сына исходящего»). Данное событие (новое определение Бога) имело последствия вселенского раскола цивилизации (Запад-Восток) во всех областях развития общества на идейно-религиозной основе. Разное понимание Бога доказывалось не только словом, но огнем и мечем в опустошительных, необычайно жестоких и многочисленных войнах, которые не утихают и по сей день. При этом знамени каждой из противоборствующих религий – один и тот же лозунг: «С нами Бог!»
весь текст
27.05.2003
Регельсон Л.Л.
ОБРАЗ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ В ПРОЕКТЕ НИКОЛАЯ ФЕДОРОВА
Восприятие учения Н. Федорова, как правило, замыкается в рамках этого простейшего переживания и потому вызывает законные вопросы. Зачем еще одно учение о воскрешении, если все религии в той или иной форме уже обещают вечное существование? С другой стороны, если речь идет о продолжении или восстановлении нашей телесной жизни, то это вызывает еще большее недоумение, а порой даже отвращение и ужас; ведь в этой земной телесной жизни все мы глубоко несчастны, как бы ни убеждали себя в противоположном.
весь текст
22.05.2003
Магнитов С.Н.
СИМВОЛ ВЕРЫ ИЛИ ДОГМАТ?
Что делать, когда одно называется противоположным образом? Никейский Собор в 325 году принял решение о Святой Троице. Мы говорим «решение», потому что непонятно, как его называть? Символ или Догмат? Он называется то Догмат о Троице, то Символ Веры. Если кому-то это кажется безразличным, то, несомненно, это ошибка.
Определимся с понятиями.
весь текст
07.03.2003
Сергиенко П.Я.
АЛОГИЧНОСТЬ ЛОГИКИ «ЗАКОНА ИСКЛЮЧЕННОГО ТРЕТЬЕГО»
Дискуссия о том, тождественен ли «закон исключенного третьего» объективной логике бытия действительности продолжается более двух тысячелетий. Мы не можем здесь воспроизвести все «За» и «Против». Хочется лишь заметить, что даже Платон не нашел аргументов «Против», поскольку «третье» бытие (как единство материального и идеального, как разумная сфера) в то время еще человечеству не было явным.
весь текст
19.02.2003
Магнитов С.Н.
В «ДЕЯНИЯХ АПОСТОЛОВ» НЕТ ТРИНИТАРНЫХ ОСНОВ
Проблема оправдания основного догмата – о Живоначальной и Животворящей Троице - Библией приводила толкователей Библии к занятным находкам, которые потом приходилось «разгребать» веками, отбиваться от противников и выдерживать жестокие обвинения в натяжках.
Мы не решимся обвинять в этом богословов, поскольку исторически натяжки были обусловлены: необходимо было в глазах массы неграмотных верующих связать Основной Догмат и Писание.
Но если неувязки до определенного момента можно было не замечать, то сейчас не замечать нельзя. Хотя бы в виду массовости читающего и мыслящего населения.
весь текст
10.02.2003
Магнитов С.Н.
ПРЕОДОЛЕНИЕ РАСПАДА ИСТОРИИ
Государство, сменяющее (как правило, насильно) другое государство, для оправдания себя и смены режимов старается клеймить предыдущее государство, считая его аномальным. Ищутся изъяны. Если не находятся, то придумываются. Причем иногда самые невероятные, уходящие от принципа историзма. Почему государь Х не изобрел аэростат и не полетел на выручку союзнику Y? А почему князь В. подчинился агрессору Y, если мог создать первобытный танк и оборонить свое княжество? Почему жрец К. не вошел в контакт с инопланетянами и согласился принять христианство?
весь текст
28.01.2003
Магнитов С.Н.
ТРИНИТАРИЗМ В РУССКИХ ВОЛШЕБНЫХ СКАЗКАХ
В качестве предварительного замечания следует четко определиться со словом «волшебный». В обыденном употреблении это слово имеет эквивалент «фантастический». Между тем это слово происходит от слова «волхв». Волхв — это русский языческий жрец, который являлся представителем концептуальной власти в древней Руси. Влияние волхвов было настолько велико, что до сих пор — после тысячелетия власти церкви — остались города и реки с названиями русских жрецов, к примеру, река Волхов и город под Новгородом.
весь текст
27.01.2003
Истодин Константин
О КОНЦЕПТУАЛЬНОСТИ ТРОИЧНОГО. САМОПРИМЕНИМОСТЬ КАК ПРИНЦИП РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛОСТНОСТИ
Гегелю не было надобности стремиться к простоте. Силой своего интеллекта он мог выразить в словесной формуле любые, в созданных им самим логических структурах с замысловатыми определениями и понятиями, запутанные взаимоотношения. Поскольку автор не может в этом смысле соперничать с Гегелем, то он стремился к простоте, простоте структуры построений и определений. Но это не означает, что если некая мысль, принцип или идея проста в выражении, то она проста и в понимании (пример — троичность божества в христианстве).
весь текст
24.01.2003
Магнитов С.Н.
ЗАЧЕМ НУЖЕН ТРИНИТАРИЗМ?
Когда ломается автомобиль, всегда встает вопрос, как его чинить, когда заболевает человек, встает вопрос, как его лечить?
Когда у человека все есть и все в порядке, ему ничего не нужно. Ни буддизма, ни тринитаризма.
А вот когда он лишается чего-то или попадает в Распад, возникают вопросы: как не потерять остальное и как преодолеть Распад?
Распад, Хаос – главные угрозы для всех и всего, потому что с ними уходит Жизнь. Поэтому проблема преодоления Распада и Хаоса – самая значительная в жизни любого организма – клетки, человека, народа, цивилизаций.
весь текст
06.11.2002
ПРОБЛЕМА ПСЕВДОТРИНИТАРНЫХ ФАНТАЗИЙ
Все спекуляции вокруг Тринитаризма впереди. Но многие уже состоялись и требуют внимания.
Нет сомнения, что есть откровенные фантазии, на которые можно было бы не обращать внимания в силу их сырости, но есть этакие наступательные безапелляционные заявления, которые требуют к себе холодного внимания.
Апории текста Померанца «Троица Рублёва и тринитарное мышление» дают модель отношения к таким фантазиям.
весь текст
24.09.2002