|
АРКАИМ |
|
|
© Академия Тринитаризма
info@trinitas.ru
|
Зданович Г.Б.
Директор специализированного природно-ландшафтного и
историко-археологического центра «Аркаим»
Аркаим в контексте общероссийской национальной идеи
|
Открылся Аркаим и будут друг за другом Открыты города таинственных племен, Чтоб вспыхнули сердца над их волшебным кругом Соединяя ткань космических времен.
| |
|
С самого начала открытия протогородской цивилизации на Южном Урале Аркаим стал привлекать к себе многочисленные политические партии и национальные движения. Изданы учебники и академические труды, где Аркаим рассматривается как памятник ранних казахов (Алма-Ата) или протобашкир (Уфа). В энциклопедии Башкортостана (1996 г.) отмечено, что Аркаим расположен на «исторической территории Башкортостана».
Между тем Аркаим одна из важнейших точек отсчета для формирования общенациональной (межнациональной) идеи России.
Хорошо известно, что каждый народ, каждое государство ищет свой идеологический стержень в глубинных слоях культуры.
1. Территориальная (евразийская) и этнокультурная составляющие. Аркаим представляет одну из древних прародин индоевропейцев, расположенную в центре евразийского материка. Потомки аркаимского населения племена алакульской и срубной культур заняли позднее огромные просторы степей лесостепей от Украины до северо-западного Китая. Этот мощный и очень древний индоевропейский (индоиранский) пласт сыграл большое значение в формировании современных славянских, тюркских и угорских народов. Это то объединяющее начало, которое своей древностью и бесспорностью роднит почти все население современной России.
2. Духовная (религиозная) составляющая аркаимской эпохи зороастризм в его ранней форме. Это яркое объединяющее звено для всех вероисповеданий. Зороастризм по праву признается основным источником современных мировых религий: христианства, ислама, буддизма.
3. Социальная составляющая. Аркаим отражает самую древнюю форму государственности на территории России. Эта форма претендует на альтернативные пути к цивилизации и, вероятно, заставит нас активизировать поиски альтернативных путей современного государственного устройства и мироустройства (на уровне «Аркаима» экономика носит «обустраивающий общество» характер, которая отрицает агрессивную экономику индивидуального обогащения).
4. Экологическая составляющая. Аркаим как этнокультурное образование сложился в условиях крайне неблагоприятного (сухого) климата. Существование людей требовало активного вмешательства в природную среду: подведения каналов, создания оросительных систем, водопроводов, рытья колодцев и т.д. С другой стороны, климатические условия диктовали предельное внимание к природе: «Прежде чем помыть грязную вещь в воде, подумай о чистоте воды...» (Авеста, Гаты). География «Страны городов», внутренние коммуникации укрепленных центров, ливневая канализация, очистные сооружения, сама архитектура отражает высокую степень корректного взаимодействия аркаимского человека с природной средой. «Ригведа» и «Авеста», древнейшие пласты которых создавались в Южном Зауралье в аркаимское время, считаются специалистами древнейшими памятниками экологической литературы.
5. Геополитическая составляющая. Аркаим и «Страна городов», как яркие археологические памятники древнейшей прародины индоевропейской цивилизации, всегда будут вызывать признание и уважение народов России и народов других регионов мира, подобно тому, как пирамиды ассоциируются с Египтом, Стоунхендж с Англией, Махенджо-Даро с Индией.
Южное Зауралье это прямая прародина современных народов Индии, Ирана, Таджикистана, ряда народов Кавказа. Очевидно, что геополитическая составляющая будет способствовать (и уже способствует) научным, культурным, экономическим связям России со странами Европы, Азии, Америки.
Зданович Г.Б. Аркаим в контексте общероссийской национальной идеи // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.10152, 15.12.2002
|