|
ИМаГ |
|
|
© Академия Тринитаризма
info@trinitas.ru
|
|
ИНСТИТУТ |
МАСШТАБНОЙ ГАРМОНИИ |
С.И. Сухонос, директор Института Масштабной Гармонии
ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЙ ИНСТИТУТА
|
Я человек. Я посредине мира.
За мною мириады инфузорий.
Передо мною мириады звезд.
Я между ними лег во весь свой рост
Два берега связующее море,
Два космоса соединивший мост.
| |
Арсений Тарковский
|
Воистину центральным вопросом любого мировоззрения является вопрос о
МЕСТЕ ЧЕЛОВЕКА И ЖИЗНИ В ЦЕЛОМ ВО
ВСЕЛЕННОЙ.
Во все времена человечество искало
ответ на этот вопрос, и в разные эпохи, в
различных культурах и традициях оно находило на него разные ответы, привлекая
для этого искусство, религию, философию и науку.
Мы живем в эпоху научно-технического прогресса, и нравится ли это кому-то или
нет, но ответ на этот вопрос в первую очередь дает наука, даже если этот ответ противоречит религиозным и философским
традициям. И если вплоть до Н. Коперника наука рассматривала мир человека как
центральную область Вселенной, причем
центральную не только в геометрическом,
но и событийном, физическом смысле, то
после Коперника, Бруно, Кеплера и Галилея взгляд на этот вопрос претерпел кардинальное, революционное изменение.
Перенесемся мысленно в средние века. Люди того времени полагали, что их
мир - это поверхность плоской Земли,
плавающей на китах в Мировом океане и
накрытой звездным куполом. Не будем
иронизировать по поводу физической смехотворности такой модели мира, обратим
внимание на другое - на то, как воспринимал сам себя человек той поры во Вселенной. А воспринимал он свой мир как
ЦЕНТР ВСЕЛЕННОЙ. Ведь планеты и звезды вращались вокруг этого мира, даже
яркое Солнце поднималось над горизонтом и уходило за него по кругу, в центре
которого (в любой точке Земли) всегда был
наблюдатель. Да и весь космос «был на
службе» у человека: Солнце освещало и
грело Землю, ночью Луна светила в темноте, звезды подсказывали путь мореплавателю, планеты - судьбу правителю,
кометы предупреждали о грядущих катаклизмах. Вот уж действительно «все - на
благо человека, все - во имя его».
Безусловно, при этом большинство
людей верили, что такое замечательное,
уютное, разумное и удобное мироустройство возникло благодаря Творцу, который
создал этот мир для человека. Поэтому
если говорить только о материальном
мире Вселенной, то тут сомнений не было
многие века: человек всегда находился в
центре физического мироздания. Геометрия и физика, вся связь космических
событий с земными - все подтверждало
древнему человеку, что это так.
Более того, космос всегда был соизмерим человеку по масштабам, ведь звезды падали на Землю-это было видимым
и неоспоримым фактом. Луна представлялась большим куском сыра, планеты вращались на небе с помощью механических
шестерен и твердых сфер. Солнце у древних египтян плавало по небесному Нилу
на лодке, а в сказках древних народов его
могла проглотить птица, крокодил и т.п.
Поэтому древнему человеку даже в голову не приходило, что космос - это бескрайние пустые просторы, что любая звезда в миллионы раз больше Земли, что ничего, кроме Луны, на самом деле вокруг
Земли не вращается*.
Если теперь посмотреть на теорию Коперника под этим углом зрения, то окажется, что главным в ней было не изменение
физического принципа вращения планет
и светил, а то, что она полностью разрушала идею центрального положения
мира человека во Вселенной. Тем самым
она ломала стержень древнего мировоззрения. (Недаром Церковь столетиями активно боролась с учением Коперника.)
Однако остановить развитие науки
было невозможно. Ведь именно изменение физической картины Вселенной открыло человечеству двери в новую физику, которая через некоторое время принесла термодинамику (паровые двигатели),
электродинамику (электричество), аэродинамику (самолеты), а также все, что составляет сегодня практическую основу
жизни большинства людей.
И вот теперь, когда уже немыслимо отказаться от благ современной науки, оказалось невозможным и не считаться с нарисованной ею картиной мироздания, а
она такова.
Где-то сбоку от центра Солнечной системы вращается небольшая, даже по
сравнению с Юпитером, планета Земля.
Обитатели этой планеты уже знают, что
их центральное светило - всего лишь
одна из окраинных звезд, которых в архипелаге Галактики - десятки миллиардов. После открытия же Хабблом других
галактик оказалось, что и наша Галактика - тоже лишь маленькая часть огромного мира, в котором насчитывается около десяти миллиардов других галактик.
Чем же является на этом полотне наша
Земля? Пылинкой, соринкой, молекулой?
А мир человека сжимается до совсем микроскопических масштабов и теряется на
окраинах окраин.
Более того, геометрическая ничтожность дополняется физической бездной ведь за пределами нашего мира доминируют ледяные просторы враждебного и практически пустого космоса, который пронизан губящими все живое излучениями.
Спрашивается, есть ли нам дело до
этих пустых, враждебных всему живому
пространств? Зачем нам думать о них?
Ведь для гигантского космоса, где бушуют энергии, разрушающие целые галактики, наша планета - ничтожная мелочь.
Да и что может человек изменить в
этом мире? Разве только на тонкой верхней пленочке нашей планеты-соринки переместить кое-что?
Получается, человек - сам по себе,
Вселенная - сама по себе, связь событий
в этих двух мирах невозможна из-за различия масштабов и гигантских расстояний. Говорить же о возврате идеи центрального положения человека во Вселенной с научной точки зрения вообще кажется абсурдным и нелепым.
Унылая и, я бы сказал, трагическая
картина мироздания рисуется современной наукой. Недаром еще В.И. Вернадский, который очень остро воспринимал
этот трагизм, писал: «Увеличивая мир до
чрезвычайных размеров, новое научное
мировоззрение в то же время низводило
человека со всеми его интересами и достижениями -низводило все явления жизни- на положение ничтожной подробности в Космосе».
Ничтожная подробность... Вряд ли мы
до конца осознаем, насколько эта картина
мира проникает во все поры нашего сознания, вплоть до личных и самых глубоких трагедий отдельных людей, которые
не могут найти смысла в животном и
кратковременном пребывании на поверхности микроатома огромного мира.
Эта картина способна внушить только
ужас и страх любому, кто всерьез попытается представить себе место жизни в этом
гигантском мире, - она оставляет после
себя вселенское уныние и тоску. Недаром
известный космолог П. Дэвис пишет, что
«человечество так и не смогло полностью
оправиться от интеллектуального шока,
порожденного тем, что Земля утратила
свои привилегии».
И не ужасно ли то, что человечество
уже никогда не сможет забыть об этих
бесконечных пустых пространствах, никогда никакие наблюдения уже не вернут
нас к столь уютной и домашней картине
Вселенной эпохи средневековья.
И мы уже никогда не сможем забыть о
собственных мизерных масштабах в этом
огромном мире, о нашей пространственной периферийности, забыть о том, что ракета будет лететь до ближайшей звезды
тысячи лет. Гипотеза Коперника стала
фактом нашего времени, и вычеркнуть
этот факт нет никакой возможности.
...И вот, когда уже кажется, что нет выхода из этого мировоззренческого тупика, что накопление фактов о дальних галактиках и о глубинах космоса все более
унижает человека, делает его все более
ничтожным элементом Вселенной, в этот
момент вдруг, сквозь хаос накопленной
информации, появляется проблеск красивейшей картины мира, в которой человек
занимает не случайное, а ЦЕНТРАЛЬНОЕ
ПОЛОЖЕНИЕ.
Однако это положение является центральным не в обычном и привычном для
всех трехмерном пространстве, а в иерархическом мироустройстве. Можно назвать его МАСШТАБНЫМ ПРОСТРАНСТВОМ. Чтобы понять, насколько важен
для всех нас этот объективный научный
факт - центральное положение жизни
в масштабном пространстве, необходимо сначала показать, что это пространство
играет во Вселенной главенствующую
роль и что события, происходящие по законам трехмерного пространства, являются лишь следствием причин, которые зарождаются в этом неизвестном
пока для нас измерении.
|