Напечатать документ Послать нам письмо Сохранить документ Форумы сайта
АКАДЕМИЯ ТРИНИТАРИЗМА На главную страницу
Нерсесянц Владик Сумбатович

  • Список работ автора в нашем издании


  • (2.10. 1938- 21.07. 2005)


    В.С. Нерсесянц, известный российский ученый, академик, выдающийся теоретик и историк права, незаурядный организатор академической науки, создатель оригинальной концепции возможной эволюции социально-политического строя в постсоциалистической России.

    В. С. Нерсесянц родился 2 октября 1938 г . в  Степанакерте (Нагорный Карабах). Он всегда оставлял впечатление удивительно одаренного человека. Среднюю школу и юридический факультет окончил с отличием, кандидатскую и докторскую диссертации посвятил творчеству самых читаемых и обсуждаемых в течение двух последних столетий философов – Гегеля и Маркса. Памятную роль в его аспирантской и общенаучной подготовке сыграл проф. Степан Федорович Кечекьян, выдающийся философ, теоретик и историк права, один из первых восстановителей университетского изучения и преподавания истории права, а также истории политических учений.

    С 1970 г . жизнь В. С. Нерсесянца неразрывно связана с академическим Институтом государства и права, где сначала он был научным сотрудником, а с 1980 г . - заведующим сектором истории государства, права и политических учений, затем - с 1992 г. совмещал эту должность с обязанностями руководителя Центра теории и истории права и государства и состоял членом редколлегии нашего журнала..

    Годы его самых интенсивных творческих исканий пришлись отчасти на период хрущевской оттепели и в большей степени – на период брежневского безвременья. О последнем из этих периодов он выскажется однажды в стихотворной форме и в духе философской парадоксальности:

    Есть времена, когда некому нравиться,

    И нечему слагать здравицы.

    Но лишь в больные времена

    Величья зреют семена.

    Важным и памятным итогом его творческих исканий стала концепция либертарной гражданственности и права. Ее истоки обнаруживаются в гегелевской традиции восприятия права как разумного воплощения свободы и в республиканской традиции истолкования роли и призвания государства важным обеспечителем совместных организованных усилий по достижению общего блага. Либертарная теория права оформилась в первые годы перестройки. Трехсоставная формула либертарного правопонимания – свобода, равенство и справедливость – воспринималась ее первыми слушателями как удачное воплощение свободолюбивых надежд и устремлений соотечественников, излагаемых на языке философии права, а ее создатель – живым олицетворением таких надежд и намерений в академической среде.

    История и теория права и государства, воспринимаемые сегодня как история процессов их универсализации, свидетельствуют о том, что в основе той или иной формы властной регуляции социальных отношений, в том числе и глобального характера, лежит определенный тип правопонимания и связанный с этим тип юридической легитимности государства. Традиционно проблемы государственно-правовой унификации и универсализации теоретически разрабатывались и практически решались с позиций двух противоположных, во многом антагонистических в своих взаимоотношениях, типов правопонимания – юснатурализма (естественно-правового подхода) и позитивизма (легизма). В современных международных и внутригосударственных правовых актах внешний, обусловленный прежде всего прагматическими соображениями компромисс этих двух принципиально разных подходов выражен в виде требования соответствия норм позитивного права общепризнанным естественным и неотчуждаемым правам и свободам человека.

    Возможен и принципиально новый, третий тип правопонимания, удерживающий познавательно и социально ценные моменты двух других типов и вместе с тем преодолевающий их существенные недостатки, внешний антагонизм и односторонности. Именно такой тип правопонимания и был предложен В. С. Нерсесянцем, разработавшим в этой связи свою особую «либертарно - юридическую общую теорию права и государства».

    Новая теория позволяет, по мнению автора, более адекватно и последовательно трактовать содержание, формы и перспективы процессов универсализации и унификации права в современном международном и внутринациональном общении, смысл, направления и особенности этих процессов. Эта новая общеметодологическая и концептуальная ориентация наиболее обстоятельно была изложена им в работах «Наш путь к праву. От социализма к цивилизму» (1992), «Философия права» (1997), «Общая теория права и государства» (1999).

    Благодаря неоспоримому авторитету В. С. Нерсесянца как историка правовой и политической мысли и его редкому дару создавать и направлять большие авторские коллективы исследователей стало возможным издание в 1985-1995гг. пятитомной истории политических и правовых учений с охватом истории древней и средневековой, а также современной включительно.


    СПИСОК НАУЧНЫХ ТРУДОВ АКАДЕМИКА РАН, ДОКТОРА ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК ПРОФЕССОРА В.С. НЕРСЕСЯНЦА

    •  Гегелевская философия права: история и современность. М., "Наука", 1974 г ., 15,9 п.л.

    •  Сократ. М., "Наука", 1977, новое изд. 1996 г ., 16,3 п.л.

    •  Политические учения Древней Греции. М., "Наука", 1979 г ., 14,6 п.л.

    •  Право и закон. М., "Наука", 1983 г ., 20,9 п.л.

    •  Право – математика свободы. М., "Юрист", 1996 г ., 10 п.л.

    •  Философия права. М., "Инфра М. – Норма", 1997-2002 гг., 41 п.л.

    •  Юриспруденция. М., "Инфра М. – Норма", 1998 г . 18 п.л.

    •  Общая теория права и государства. М., "Инфра М. – Норма", 1999-2002 гг., 34,5 п.л.

    •  Национальная идея России во всемирно-историческом прогрессе равенства, свободы и справедливости. М., "Норма", 2000-2001 гг., 3,3 п.л.

    •  26 статей по теории права, истории политических и правовых учений. "Юридическая энциклопедия", изд. "Юрист", 2001 г ., 10 п.л.

    •  Философия права: либертарно-юридическая концепция. Журнал "Вопросы философии" №3, 2002 г ., 1,2 п.л.

    •  Сравнительное правоведение: либертарно-юридическая концепция. "Ежегодник сравнительного правоведения", М., "Норма", 2002 г ., 1,3 п.л.

    Всего 320 научных работ общим объемом более 600 п.л.




    Опубликованные и упоминаемые в нашем издании работы Автора

    1. Цивилизм как концепция постсоциализма: свобода, право, собственность
    2. Манифест о цивилизме. (Национальная идея России во всемирно-историческом прогрессе равенства, свободы и справедливости)


    В начало документа  

    © Академия Тринитаризма
    info@trinitas.ru