Напечатать документ Послать нам письмо Сохранить документ Форумы сайта
АКАДЕМИЯ ТРИНИТАРИЗМА На главную страницу
Эйзенштейн Сергей Михайлович

— советский кинорежиссер, теоретик искусства. Родился в семье инженера и архитектора. Получил солидное и разностороннее образование дома и в реальном уч-ще; знал основные западноевропейские языки, был хорошо знаком с русской и мировой литературой, увлекался театром и живописью. В 1915 поступил в Институт гражданских инженеров в Петрограде. Октябрьскую революцию 1917 принял и вступил в студенческий отряд народной милиции.

В 1918 с 3-го курса института ушел добровольцем в Красную Армию, участвовал в обороне Петрограда; работал художником-плакатистом, ставил в самодеятельном театре агитспектакли. В 1920 был отправлен на учебу в Академию Генштаба на отделение восточных языков, но военным переводчиком не стал. Поступил на работу в театр Пролеткульта, мечтая стать создателем нового революционного искусства. Вскоре Эйзенштейн сблизился с Б.В. Маяковским, В.Э. Мейерхольдом, художником В.Е. Татлиным и другими «левыми» представителями художественных группировок. Увидев в кино неисчерпаемые новые возможности искусства, Эйзенштейн вскоре создал свой первый настоящий фильм «Стачка», показав себя мастером метафоры, монтажа, ритма.

В 1925 Эйзенштейн поставил «Броненосец Потемкин», триумфально прошедший по экранам мира. Американская киноакадемия признала его лучшим фильмом 1926. На Парижской выставке искусств он получил высшую награду — «Супер гран-при». Этот фильм стал классикой нового киноискусства. Создавая фильмы «Октябрь», «Старое и новое» и др., Эйзенштейн разработал теорию «интеллектуального кино», согласно которой с помощью развития киноязыка появлялась возможность для зрителя получать не только образные, но и научные понятия. Эйзенштейн предсказал техническое будущее звукового кино. В 1929 — 1931 находился в Западной Европе и США; написал сценарии для голливудских фильмов, которые не были поставлены, и вернулся на родину.

В 1938 поставил фильм «Александр Невский», удостоенный многих наград (в том числе Сталинской премии в 1941), но снятый с экранов в конце 1939, когда в Москву приехал министр иностранных дел фашистской Германии И. Риббентроп. Весной 1941 Эйзенштейну предложили поставить в Большом театре оперу почитаемого Гитлером. Вагнера «Валькирии», на что Эйзенштейн был вынужден согласиться.

На предложение Эйзенштейна сделать кино о деле Бейлиса А.А. Жданов ответил, что «эта тематика не представляет интереса», предложив снять фильм об Иване Грозном, 1-я серия фильма (1945), воспевшая идею великодержавности, была удостоена Сталинской премии, 2-я серия не вышла на экран, т.к., по мнению ЦК ВКП(б), высказанному в постановлении от 4 сентября 1946, не удалась («Режиссер Сергей Эйзенштейн во 2-й серии фильма «Иван Грозный» обнаружил невежество в изображении исторических фактов, представив прогрессивное войско опричников Ивана Грозного в виде шайки дегенератов..».).

Встреча И.В. Сталина, В.М. Молотова, А.А. Жданова с Эйзенштейном и артистом Н.К. Черкасовым в февр. 1947 дала возможность переработать картину, но очередной, смертельный инфаркт Эйзенштейну не позволил этого сделать. Фильм был показан только в 1958. Часть огромного творческого наследия Эйзенштейна — статьи, сценарии, лекции, мемуары, письма — вошла в собрание его избранных произведений.


Опубликованные и упоминаемые в нашем издании работы Автора
  1. Сергей Эйзенштейн о «золотом сечении»


В начало документа  

© Академия Тринитаризма
info@trinitas.ru