Напечатать документ Послать нам письмо Сохранить документ Форумы сайта
АКАДЕМИЯ ТРИНИТАРИЗМА На главную страницу
Бердяев Николай Александрович

  • Список работ автора в нашем издании


  • БЕРДЯЕВ Николай Александрович (1874, Киев - 1948, Кламар, ок. Парижа) - философ. Происходил из старинной дворянской семьи. Отец Б. - в прошлом военный, затем председатель правления крупного банка. Б. воспитывался в Киевском кадетском корпусе. В 1894 он поступил на естественный ф-т Киевского ун-та, а через год перевелся .на юридический ф-т. Увлекся социализмом, примкнув к сторонникам легального марксизма. В 1898 Б. был арестован за участие в Киевском "Союзе борьбы за освобождение рабочего класса" и в 1901 административно выслан в Вологду, где, как писал он, "вернулся от социальных учений, которыми одно время увлекался, на свою духовную родину, к философии, религии, искусству". Будучи либерально настроен, Б. не принимал ни реакции, ни насильственной борьбы с ней. В 1902 Б. получил разрешение жить в Житомире, через два года он переехал в Петербург и вместе с С. Н. Булгаковым организовал религиозно-философское общество, занимался поисками "нового религиозного сознания". Богоискательство Б. - это попытка найти нереволюционную альтернативу развития России. Он сотрудничал в христианско-философском журн. "Вопросы жизни" и разрабатывал свои главные темы: свобода, творчество, философия истории, судьбы России. Б. - участник трех программных сб. рус. либерализма: "Проблемы социализма", "Вехи", "Из глубины". Февральскую рев. 1917 Б. встретил с пониманием, Октябрьскую принять не мог. Хотя большевики не вызывали у Б. симпатий, он не эмигрировал и не участвовал в борьбе против новой власти: "Возврата нет тому, что было до большевистской революции, все реставрационные попытки бессильный вредны... Возможно только движение вперед". В начале 1919 Б. избрали профессором Моск. ун-та, осенью он учредил Вольную академию духовной культуры, где вел семинар по Ф.М. Достоевскому. Получив охранную грамоту на свою квартиру и библиотеку, он тем не менее не желал иметь с большевиками ничего общего. Он видел, что коммунисты в России "рассматривают грядущее коммунистическое общество не как продукт развития капитализма, а как результат конструктивизма, продукт сознательных организаторских усилий всемогущей советской власти". У себя дома Б. собирал цвет моек. интеллигенции и вел дискуссии по любым вопросам. Дважды арестовывался ГПУ. В 1922 вместе с большой группой интеллигенции выслан в Германию. В 1924 переехал во Францию, с 1933 обосновался в пригороде Парижа Кламаре. Жил напряженной творческой жизнью: работал редактором в издательстве "YMCA-PRESS", выпускавшем книги рус. эмигрантов, руководил религиозно-философским журн. "Путь", читал лекции, часто публиковался. В 1947 в Кембриджском ун-те он получил почетное звание доктора honoris causa. Продолжил разработку основных философских тем, оказав воздействие на развитие западноевропейской мысли. Б. считал, что его мировоззрение раскрывают работы: "Смысл творчества", "Смысл истории", "Философия свободного духа", "О назначении человека", "Я и мир объектов". К ним можно добавить историю философской судьбы Б. - "Самопознание", изданную после его смерти. Умер за письменным столом, работая над очередной книгой. Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.

    Опубликованные и упоминаемые в нашем издании работы Автора
    1. Прельщение и рабство национализма. Народ и нация
    2. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого
    3. Истина Православия


    В начало документа  

    © Академия Тринитаризма
    info@trinitas.ru